Ленский мост опять превращается в призрак? ИА SakhaNews. Власти Якутии готовы начать строительство Ленского моста любой ценой - даже если придется пожертвовать ремонтом и строительством всех других дорог в Якутии. По версии Vostok.Today, средства на строительство очень дорогого моста правительство республики частично намерено взять в республиканском Дорожном фонде.

Впрочем, суммы эти совершенно несерьезные. Из внесенных в Госсовет Якутии изменений закона «О дорожном фонде» можно узнать, что изъять из «Дорожного фонда» Якутии в 2021 году планируется 1 млрд рублей, в 2022 году – 1,5 млрд рублей, а в 2023 году – 2 млрд рублей. Эти средства республика планирует направить на строительство Ленского моста. При общей стоимости моста более 83 млрд рублей – это, мягко говоря, немного.

Вообще, мост через реку Лена в Якутии «строят» уже более сорока лет, и цена его постоянно меняется – естественно, в сторону увеличения.

Впервые о мосте заговорили в начале 1980 годов – когда активно строился БАМ. Первую очередь железной дороги построили, до моста дело не дошло.

Во время эпохи «мегапроектов» - в 2007-2008 годах – к идее вернулись. Проект автомобильно-железнодорожного моста длиной 3 180 метров в сентябре 2008 года даже получил одобрение Главгосэкспертизы. Но, как и большинство мегапроектов, остался на бумаге.

В 2013 году Федеральное дорожное агентство объявило открытый конкурс на строительство и эксплуатацию моста через Лену. От железной дороги решено было отказаться. Автомобильный мост по тем масштабам денег стоил 40 млрд рублей. Срок реализации проекта оценили в 14 лет, с учетом проектирования и строительства. Победителем конкурса стал консорциум во главе с ООО «Транспортные концессии» (Якутия). В него вошли банк ВТБ, ОАО «УСК», ОАО «Мост», ОАО «БАМстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Конкурсное рассмотрение завершилось в 2014 году.

Но строительство моста через Лену так и не началось, потому что было принято решение направить средства в Крым, на строительство другого моста. Крымский мост был успешно построен.

К Ленскому мосту вернулись в 2018 году. В марте 2019 года появилось положительное заключение Минэкономразвития РФ о включении Ленского моста в комплексную программу модернизации инфраструктуры России до 2024 года.

В 2020 году конкурс на строительство и эксплуатацию выиграл консорциум из ООО «ВИС» и «РТ Развитие бизнеса» (дочка Ростеха).

На инвестиционной стадии проекта расходы на строительство моста оценивались уже в 83,4 млрд рублей. То есть – более, чем в два раза дороже, чем в 2013 году. При этом железнодорожную составляющую в проект не вернули, он так и остался только автомобильным.

11 марта 2021 года исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства РС(Я) Дмитрий Бердников в прямом эфире программы «ЯкутияLive» на канале «Якутия24» назвал современную цену. Затраты на строительство сейчас оцениваются в 83,4 млрд рублей: в том числе 47,9 млрд – федеральный капитальный грант, 6,4 млрд – государственный бюджет РС(Я), 29,1 млрд - внебюджетные средства. Предполагалось, что проектные работы и прочие расходы на ранней стадии будут оплачивать частные инвесторы.

Причем, федеральный бюджет должен был вложить в строительство моста 47,9 млрд рублей уже с 2021 года, то есть сразу после начала строительных работ. Якутия должна была внести в строительство свою часть – 6,4 млрд - к 2025 году.

Хорошо посчитав деньги, в итоге федеральные власти стали мост снова потихонечку «сливать». 11 марта 2021 года вдруг выяснилось, что федеральную власть не устраивает стоимость строительства Ленского моста. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил местным властям и профильным ведомствам скорректировать проект с точки зрения стоимости: «Прошу главу Якутии, Минтранс России, Росавтодор и Главгосэкспертизу в течение двух недель доработать проект и представить свои предложения по его оптимизации».

21 апреля по итогам встречи с главой республики Айсеном Николаевым Марат Хуснуллин в своем Instagram-аккаунте сообщил, что российские власти смогут найти средства на строительство моста через Лену, но если только Якутия подтвердит готовность профинансировать не менее половины стоимости затрат на этот объект.

20 мая, когда речь пошла о выдаче регионам РФ грантов на приоритетные транспортные проекты, по словам того же Хуснуллина, оказалось, что «теперь мы предложили тем регионам, которые найдут средства либо в своих бюджетах дополнительно, либо внебюджетные источники, мы готовы рассматривать дополнительные гранты». Ожидается, что до конца 2023 года в России будет выдано инфраструктурных кредитов на сумму не менее 500 млрд рублей. Среди проектов, которые уже детально проработаны и готовы к получения финансирования по новой схеме, Хуснуллин назвал интеграцию линии метро в трамвайную сеть в Челябинске, строительство новых станций метрополитена в Нижнем Новгороде, строительство моста через реку Обь в Ямало-Ненецком автономном округе и развитие метро в Красноярске. Вопрос о Ленском мосте опять повис в воздухе.

В социальных сетях Якутии сегодня можно встретить замечания граждан по поводу того, что взять деньги на строительство моста можно было бы, отказавшись от строительства помпезного, но не настолько уж важного для людей, Арктического центра. Грандиозная стройка, которая больше раздражает якутян, нежели радует, обойдется бюджету в 18,5 млрд рублей.

Госдолг Якутии сегодня один из самых больших в ДФО, пишет Vostok.Today. Немного больше лишь у Хабаровского края. По данным Минфина РФ на 1 апреля 2021 года, госдолг Якутии составил 52,3 млрд рублей.

Перспективы Ленского моста опять растворяются в тумане?