Однако министр умолчала, что накануне, 2 февраля, Минфин Якутии по результатам проверки двух аукционов на поставку этих комплексов на сумму свыше 250 млн рублей выявил огромное количество нарушений: начиная с подготовки к торгам и обоснования цены, заканчивая исполнением государственных контрактов. Все эти нарушения могут потянуть не только на административные, но и уголовное дело. Умолчала она и о том, что в республику было поставлено из 14 только 11 медицинских комплексов, несмотря на истекшие (еще в декабре) сроки поставки.
Похоже, что схема освоения сотен миллионов бюджетных средств под руководством заместителя министра здравоохранения Якутии Романа Савина через московские микроорганизации-посредники, отработанная при закупке кислородных концентраторов и ставшая основанием для проведения обысков в министерстве, применена при проведении и других закупок.
Напомним, подобная схема известная давно, по сути, очень примитивная и заключается в следующем: перед проведением закупки должностные лица запрашивают коммерческие предложения не у компаний-производителей, а у обычных посредников, после чего обосновывают явно завышенную стоимость предстоящей закупки. Далее, либо заключают контракт с единственным поставщиком (без проведения торгов), как это случилось с кислородными концентраторами, либо проводят торги, условия которых «затачивают» под нужных поставщиков.
Отметим, что все нарушения, о которых пойдет ниже речь, были установлены специальной проверочной группой Минфина республики во главе с руководителем первого отдела бюджетного контроля Агой Потаповой.
Так, 8 июля прошлого года заместитель министра здравоохранения Роман Савин объявил аукцион на поставку 11 передвижных автомобильных диагностических медицинских комплексов (на базе автомобиля «КАМАЗ») за 184 693 850 рублей, который выиграла подмосковная-микроорганизация ООО "Фармагарант Рус", с которой Савин 8 октября заключил государственный контракт на эту же сумму со сроком поставки автомобильных комплексов до Нерюнгри к 15 декабря 2021 года.
В этом аукционе принял участие второй участник – ранее всем знакомая по скандалу с кислородными концентраторами московская микроорганизация ООО «Диомед». Фактически ООО "Фармагарант Рус" с боем вырвало победу в торгах, так как министерство здравоохранения несколько раз по разным причинам отстраняло от участия в торгах эту компанию, которая в итоге была вынуждена три раза обращаться в УФАС Якутии с жалобами, и все три раза они были признаны обоснованными, а действия чиновников Минздрава - незаконными.
Второй аукцион на поставку трех автомобильных комплексов (на базе автомобиля «КамАЗ») за 50 371 050 рублей, объявленный 3 ноября прошлого года прошел более спокойно – единственным участником оказалось ООО «Диомед», с которым Роман Савин 26 ноября заключил контракт по максимальной цене на поставку медицинских комплексов в Нерюнгри до 25 декабря.
Проверяющие Минфина Якутии установили, что, по состоянию на конец января – начало февраля 2022 года, поставку 11 комплексов ООО "Фармагарант Рус" осуществило с нарушением сроков, а три комплекса, которые должен был доставить ООО «Диомед» к 25 января, в республике… отсутствуют.
Но начнем сначала. Во-первых, проверяющие выявили многочисленные нарушения при обосновании должностными лицами Минздрава республики начальной цены аукционов, что указывает на возможные признаки изначального завышения стоимости медицинских комплексов. Аналогичные нарушения были зафиксированы при обосновании стоимости кислородных концентраторов, о закупке которых мы ранее рассказывали.
Так, начальная цена обоих аукционов изначально была определена с использованием трех коммерческих предложений - ООО «Диалог Техно», ООО «Диомед» и ООО «Техномед», которые не содержат расчет цен за поставку оборудования и оказание услуг по доставке. Как установили проверяющие, ООО «Диалог Техно»… прекратил свою деятельность в апреле 2020 года, то есть такого предприятия официально не существует, а ООО «Диомед» и ООО «Техномед» в нарушение требований закона… не имеют опыта выполнения контрактов на поставку передвижных автомобильных диагностических комплексов, то есть ранее подобным не занимались.
После того как проверяющие попросили должностных лиц Минздрава Якутии предоставить им на проверку запросы коммерческих предложений, направленные в эти три организации, выяснилось, что… их нет, точнее чиновники не смогли предоставить их проверяющим.
Далее, проверяющие установили, что на деле производителями поставляемых медицинских комплексов являются 8 компаний. Однако чиновники Минздрава республики ни от одного из этих производителей так и не получили коммерческих предложений.
В результате цены обоих аукционов были определены, а можно и сказать – «нарисованы», на основании коммерческих предложений двух московских микроорганизаций-посредников и одной несуществующей компании.
Здесь наши читатели заметят, что чиновниками все же были проведены аукционы, в отличие от поставки кислородных концентраторов, где контракт с тем же ООО «Диомед» был заключен без проведения торгов.
Однако и в данной ситуации чиновники министерства придумали незамысловатую и простую схему. В документациях двух объявленных аукционов чиновниками было установлено требование к потенциальным участникам аукциона - поставляемые 11 автомобилей "КамАЗ" с медоборудованием должны быть новыми, то есть без пробега, а их доставка до Нерюнгри должна быть осуществлена грузовым транспортом.
Одно дело, когда вы перегоняете на несколько тысяч километров 11 КамАЗов своим ходом, а другое дело, когда вы их же грузите на другие автомашины и везете все те же несколько тысяч километров.
Но, после проведения аукционов, в подписываемые с ООО "Фармагарант Рус" и ООО «Диомед» государственные контракты чиновниками были незаконно внесены изменения и указано, что поставляемые автомобильные комплексы (автомашины "КамАЗ") доставляются до Нерюнгри… своим ходом, но при этом оставлено требование, что поставляемый товар должен быть новым.
Более того, из письма ООО "Фармагарант Рус", попавшего впоследствии в распоряжение проверяющих Минфина, следует, что «транспортировка товара с использованием транспортных средств не представляется возможной, поскольку высота автомобильных комплексов превышает допустимые габариты, установленные ПДД».
То есть, чиновники Минздрава при проведении двух аукционов установили заведомо невыполнимые требования о перевозке автомобильных комплексов (на базе Камаза) на других транспортных средствах, которые затем исключили из контрактов при их подписании.
Теперь понимаете, почему в этих аукционах приняли участие только две микроорганизации-посредники, в то время как все остальные, в том числе производители проигнорировали эти торги и в результате оба контракта достались этим компаниям без снижения их стоимости в ходе аукционов?
Но, на этом откровенные покровительственные действия чиновников Минздрава в отношении этих компаний не закончились. Как установили проверяющие, созданной приемочной комиссией во главе с заместителем министра Романом Савиным, в конце декабря незаконно была осуществлена приемка у ООО «Фармагарант Рус» 11-ти автомобильных комплексов, каждый из которых имел пробег от 8 до 10 тыс. км. (то есть не были новыми), а их оснащение не соответствовало техническим требованиям, указанным в контракте. То есть, чиновники просто не имели права принимать эти комплексы.
Одна цена, когда вы покупаете машину новой, с нулевым пробегом, или когда она уже "прошлась" по российским дорогам около 10 тысяч километров, в то время как условиями аукционов фактически было предусмотрено отсутствие пробега у автомобильных комплексов.
Далее, несмотря на нарушение ООО «Фармагарант Рус» сроков поставки автомобильных комплексов и их несоответствие условиям контракта (техническим требованиям), чиновники Минздрава не принимали никаких мер по взысканию с поставщика пени и штрафа, а сделали это только 30 января после того как проверяющие установили этот факт.
Но даже в этом случае, как установили проверяющие, чиновники Минздрава вновь схалтурили, а именно занизили суммы штрафов и пеней, направив в адрес ООО «Фармагарант Рус» претензию о взыскании 300 тыс. рублей, в то время как обязаны были взыскать штраф в размере 2,7 млн рублей.
Аналогичным образом чиновники поступили с претензией в адрес ООО «Диомед», которое было обязано поставить три комплекса к 25 декабря 2021 года, но так и не сделало это на конец января. Однако вместо претензии на 970 тыс. рублей, чиновники потребовали уплатить пени на 456 тыс. рублей.
Кроме того, как установили проверяющие, чиновники министерства имели возможность взыскать данные штрафы напрямую с банков, предоставивших этим двум поставщикам свои гарантии. Однако вместо этого чиновники направили претензии не в банки, а… поставщикам, следовательно, шансы получить выплату штрафов и пеней снизились.
Подобные незаконные действия чиновников Минздрава противоречат интересам республики и бюджета и, скорее, направлены на защиту интересов этих двух микроорганизаций-посредников, что требует, по нашему мнению, вмешательства правоохранительных органов.
Как правило, Минфин республики по результатам проверок в соответствующих актах указывает об отсутствии или наличии необходимости направления материалов в правоохранительные органы. Однако не в данном случае: подобных выводов в составленном по результатам проверки акте нет. 3 февраля акт вручили под роспись заместителю министра Роману Савину, который от начала и до конца курировал эти сделки. И на этом весьма сомнительная история закончилась. К чему тогда, спрашивается, было огород городить, то есть проводить проверку, если все равно документ, свидетельствующий о многочисленных нарушениях закона, так и останется под сукном?! И зачем вообще тратить деньги из бюджета на содержание разного рода проверяющих, которые могут лишь погрозить пальчиком мастерам коррупционных схем?!
Егор ДАВЫДОВ.