В православный праздник 14 октября, Покров день Пресвятой Богородицы, Владимиру Михайловичу Членову должно было исполниться 75 лет. При жизни и после ухода в 2021 году представить его харизматичную, деятельную натуру с грандиозными идеями, решительными действиями, яркой, образной речью в преклонном возрасте было трудно.

Володя постоянно находился в движении. Казалось, его вдохновляющего жизнелюбия и оптимизма, поразительной работоспособности и неравнодушия ко всему происходящему вокруг, могло бы хватить на несколько жизней. Но такие, как он, рождаются редко, живут недолго, запоминаются навсегда.
В том, что Владимира Членова люди помнят, много раз убеждалась. Встреча с курсантами кадровой программы «Якутия – Земля Героев» это тоже подтвердила. Среди участников СВО, представителей среднего поколения, есть бойцы, хорошо знавшие Владимира Михайловича. Услышав, что я супруга, точнее теперь вдова, двое из них представились: «Руководитель учебного центра «Боотур» Иннокентий Лазарев», - сказал один и «Главный врач, хируг-онколог Оленекской больницы Назар Петров», - сообщил второй. Пройдя линию соприкосновения через боль и утрату, они не очерствели душой. Вспоминали о Володе, которого называли исключительно Михалыч, с такой теплотой и уважением, как будто вчера с ним расстались. «Владимир Михайлович Членов был брендом Якутской Арктики», - сказал Иннокентий Лазарев и добавил: «Настоящий бренд может быть один».

Притягательная энергетика, искрящаяся жизнерадостность, нестандартное мышление. А еще - сильный, раскатистый баритон - его невозможно ни с каким другим спутать. Как и манеру общения - легко, свободно, откровенно, благодаря большому ораторскому искусству - убедительно. Володе старались подражать, на него хотели быть похожими, но он оставался таким, каким одарила его природа и он сам себя сделал: самобытный, остроумный, прямолинейный, начитанный, компетентный, с тонким юмором и часто употребляемой нелитературной лексикой. За откровенность, честность, острое восприятия жизни ему прощали излишнюю резкость и непечатные слова.
Дни Республики Саха (Якутия) в Москве. 2012 г.
Обладая разносторонними знаниями, потрясающей харизмой, Володя мог расположить к себе ученых, писателей, политиков, поэтов, художников, простых работяг и сделать незнакомых людей друзьями. Решая сложные задачи с завозом грузов, строительством железной дороги, он загорался негасимым огнем и зажигал им других. Достигнув желаемого результата, брался за новое, казалось бы, неразрешимое дело, удивляя всех своими возможностями. Но никогда и нигде не хвалился личными заслугами.

В день рождения Владимира Членова будет правильно, если коллеги, соратники, друзья сами расскажут, каким он был Явлением в жизни, что делал для республики в перестроечное время, доставляя, к примеру, топливо без оплаты благодаря своему авторитету. Отрывки из книги «Владимир Членов: Быть первым» позволят представить её героя устами тех, с кем он работал и дружил.
К глубочайшему сожалению, не все друзья, поделившиеся о нем воспоминаниями, дожили до сегодняшнего дня. Из легендарных личностей после ухода Володи не стало еще двух тиксинцев. В марте 2023-го - Бориса Михайловича Дементьева, проявившего невероятное мужество из-за крушения Ан-2 в бухте Тикси. О героическом парне, выжившем с 25 ранами на теле, четырьмя открытыми переломами рук и ног, писали в шестидесятые годы советские газеты и журналы. Это он, Борис Дементьев, стал преемником и другом Артура Чилингарова, возглавив после его отъезда из Тикси Булунский райком комсомола.
1 июня 2024 года самый знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой России, учёный, океанолог Артур Николаевич Чилингаров, которого знала вся страна, покинул этот мир. Он был удостоен высоких званий в 1986 году за руководство спасательной операцией по высвобождению из льдов Антарктики научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». В 2008-м - за героическое погружение с командой исследователей на подводном аппарате «Мир» на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса, где был водружён флаг России. Вспоминая о чрезвычайно опасном погружении, Артур Николаевич говорил друзьям, что прощался с жизнью не единожды, прежде чем аппарат поднялся на поверхность воды со дна океана.
Если представить, что легенды Арктики живы, а они действительно живы в нашей памяти, и вспоминают, как это было перед выходом книги, каким Владимир Членов был редкостным Человеком, как искрил изнутри, любил жизнь, Якутию, боролся за справедливость, заботился о людях, занимался развитием транспортного комплекса, авиации, столетие которой республика отметила в октябре, и Володя к этому причастен, рассказ получится всеобъемлющим и захватывающим.
Его начинает депутат Госдумы РФ семи созывов, сенатор, президент Ассоциации полярников России, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, доктор географический наук Артур Николаевич ЧИЛИНГАРОВ:
- Мы познакомились с Володей в один из моих приездов в Тикси. Он работал в Булунском райкоме комсомола в 70-е годы. Я возглавлял РК ВЛКСМ в Тикси в 60-е. После Ленинградского высшего инженерно-морского училища имени адмирала Макарова работал инженером-гидрологом в тиксинской арктической научно-исследовательской обсерватории. Сотрудники занимались изучением Северного Ледовитого океана и океанической атмосферы, проводя по десять часов в небе для обеспечения безопасного плавания во льдах. И хотя в «столице» Арктики - посёлке Тикси, откуда стартовали и куда возвращались многочисленные полярные экспедиции, мы трудились в разное время, о северном братстве, проверенном дружбой и спасением людей, знаем на примере нашего друга Бориса Дементьева. Героический Север, в который мы были влюблены, полёты на Новосибирские острова и полярные станции, преемственность традиций, наполненная встречами и полезными делами яркая комсомольская жизнь связали меня и Володю так крепко, как связывает только Арктика. Он продолжил начатое мною дело по изучению истории освоения северного побережья, установлению памятников отважным первопроходцам на собачьих упряжках.
Помню, как в апреле 1997 года с депутатами Госдумы РФ, кинорежиссёром Станиславом Говорухиным, представительной во главе с Первым президентом Якутии Михаилом Николаевым делегацией, в которую входили президент АЛРОСА Вячеслав Штыров, заместитель председателя Правительства РС(Я) — министр материальных ресурсов, торговли и транспорта Владимир Членов, другие официальные лица, летали на Северный полюс. Поездка была приурочена к шестидесятилетию арктического плавания на дрейфующей льдине дважды Героя СССР Ивана Дмитриевича Папанина. Полюс встретил тридцатиградусным морозом и сбивающим с ног ветром. Володя строгал отменную якутскую рыбу, водил осуохай, играл с товарищами в футбол. Ледовитый океан - гладкая, вылизанная ветром пустыня, где белый лед сливается с небом, а горизонта вообще нет, произвёл своим величием потрясающее на всех впечатление.

Интересы людей в Арктике для нас были важнее всего. Зная о желании Владимира Членова помогать им, его ключевой роли в обеспечении северного завоза, поставках топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, развитии транспортного комплекса, связи, информатизации, я поддержал его стремление решать актуальные проблемы якутян на законодательном уровне и не ошибся в выборе. Володя оправдал народное доверие. Он был авторитетным, инициативным, с независимым мнением депутатом РС(Я) трех созывов, к которому все прислушивались. Ему поступали заманчивые предложения переехать в Москву, но он ими не воспользовался. Оставив государственную службу, мог выбрать спокойную работу, но вместо этого стал поднимать на качественно новый уровень Торгово-промышленную палату Якутии и преуспел в этом начинании, как и во всех других. Володя был большим Человечищем!
Президент РС(Я) 2010-2014 гг., Глава РС(Я) 2014-2018 гг., член Совета Федерации Егор Афанасьевич БОРИСОВ:
- Мне довелось стать свидетелем большой дружбы, зародившейся в семидесятые годы в Тикси, двух легендарных людей с фамилиями на букву «Ч» — Членова В.М. и Чилингарова А.Н., Героя Советского Союза и Героя России, депутата Государственной Думы семи созывов, российского ученого-исследователя Арктики и Антарктики. Знакомство с Артуром Николаевичем в 90-е годы началось с его вопроса ко мне: «Ты знаешь Володю Членова». Я так обрадовался, услышав известную фамилию, и сказал, что мы с Владимиром коллеги и решаем одни задачи в правительстве Якутии.
В дальнейшем, имея такого земляка, как А.Н. Чилингаров, мы много раз заручались его поддержкой. Владимир Михайлович до ухода из жизни постоянно был на связи с известным полярником. Я был свидетелем того, как Артур Николаевич не один раз советовался и дискутировал с Владимиром Михайловичем по проблемам Арктики. Наш Владимир был активным членом общественных объединений полярников страны.

В начале 1992 года по рекомендации В.А.Штырова (в то время вице-президента) указом М.Е.Николаева я был назначен заместителем председателя Правительства Якутии. Мне поручено было в трудное время курировать вопросы материально-технического снабжения и торговли. 2 января 1992 года Правительство России отпустило цены на все товары, включая продовольственные, и началась так называемая «шоковая терапия». Традиционные схемы досрочной поставки ресурсов в районы Крайнего Севера были нарушены.
Нам приходилось заново выстраивать отношения с Москвой, поставщиками. Когда цены отпустили в свободное плавание, началась инфляция, завозные кредиты с минимальными процентами Центрального банка России исчезли, традиционной схемы фондирования всех ресурсов не стало. В Москве на высоком уровне нам приходилось доказывать, что государство должно создавать гарантированные условия обеспечения районов Крайнего Севера продуктами питания и товарами первой необходимости. Альтернативы в то время не было и по сей день не появилось.
В то время поставки грузов на Север курировали заместители председателя Правительства России В.А.Махарадзе, Ю.Ф.Яров, С.М.Шахрай и другие ответственные лица. Владимир Михайлович сразу установил конструктивные отношения с руководителем Госкомсевера России В.П.Кураминым, который помог с формированием системных подходов к организации и финансированию завоза ресурсов в районы Крайнего Севера в переходный период.
До этого нам приходилось летать в федеральный центр для решения оперативных вопросов по три раза в неделю: утром вылетаешь из Якутска, вечером возвращаешься из Москвы обратно. В.М.Членов такую нагрузку выдерживал легко. С 1996 по 1998 год он совмещал должность министра и заместителя председателя правительства республики. В начале 90-х назрел еще один важный вопрос о продолжении строительства железной дороги от Беркакита до Якутска. Был разработан проект «Беркакит-Алдан-Томмот».
Президент республики М.Е.Николаев поначалу очень сложно воспринял железнодорожный план, он больше обращал внимание на строительство социальных объектов. Вскоре ответственное решение было принято, и строительство важного инфраструктурного объекта началось. Было создано профильное министерство, которое возглавил Д.Д.Трофимов. Дорога строилась с переменным успехом, финансирование то выделялось, то останавливалось.
Хорошо помню, как Владимир Михайлович убеждал, доказывал руководству республики и федеральному центру важность новой транспортной магистрали. Когда через много-много лет железная дорога пришла в Нижний Бестях, Владимир с чувством исполненного долга сказал: «Мечты сбываются». Он знал, какой ценой и какими неимоверными усилиями была построена стальная магистраль.
Владимир Михайлович как опытный член Правительства Якутии очень много работал с федеральными органами власти, был знаком со многими руководителями министерств и ведомств России. Я был свидетелем того, как к нему они уважительно относились. Иногда из-за острых выступлений Членова у представителей федеральных органов власти появлялась настороженность. В интересах родной Якутии он не боялся ставить задачи, требовать ответы на поставленные вопросы, поднимать проблемы — кого бы они ни касались — и добиваться их решения на любом уровне.
Идея строительства моста через реку Лену была озвучена впервые на Сочинском транспортном форуме, где проект и макет моста были представлены президенту России В.В.Путину. Здесь, можно сказать, родилась ФЦП «Стратегия развития транспортного комплекса РФ». На этом мероприятии министр Членов по своей инициативе сделал так, что макет-проект моста был актуализирован с позицией РАО «Железные дороги России», чем привлек внимание руководства страны.

Все знали Владимира Михайловича как очень эмоционального человека, его настроение — радость, переживание, озабоченность — всегда проявлялись на лице. На заседаниях правительства, где обсуждались насущные вопросы, он был самым активным и неравнодушным даже к малейшей несправедливости. Очень остро воспринимал проблемы малочисленных народов Севера или селян. Мы часто ездили в командировки по улусам республики, встречались постоянно с населением, где люди всегда с большим вниманием слушали Владимира Михайловича. Он был настоящим оратором, умел держать аудиторию в напряжении, не боялся отвечать на острые вопросы граждан. Работая 18 лет в Правительстве Якутии, всегда был на подъеме, никогда не изменял своим принципам, выкладывался на все сто процентов и ни под кого не подстраивался.
Комсомольский, партийный, советский работник, почётный полярник СССР, почётный гражданин Булунского района Борис Михайлович ДЕМЕНТЬЕВ:
- После службы в армии Володя остался работать в районе. В этот период у него появились настоящие друзья — Виктор Попов, Прокопий и Иван Гороховы, другие молодые люди, которых сплотил комсомол.
Сегодня он стал эпохальной историей, а в то время был для молодёжи смыслом жизни и движением вперед. Володю взяли на работу в Северо-Восточное управление морского флота. Через год он поехал в отпуск и привез для своих друзей-оленеводов 20 заготовок ножей. Их вручали на общем собрании — яркое, запоминающееся, наполненное теплом и благодарностью парней, оно получилось. Работая в Тикси, Володя влюбился в суровый безмолвный край, сроднился всем сердцем с живущими здесь людьми. Что бы ни происходило, он был всегда в центре событий.
Градус его активности превзошёл ожидания. Через год Володю пригласили работать в райком комсомола инструктором. Через пять лет он возглавил районную комсомольскую организацию. И все закрутилось, понеслось: сводки, цифры, заседания, мероприятия, командировки. Владимир ставил цели и решительно шёл к намеченному. Так, летом райком комсомола включился в работу по организации отдыха школьников, которые не смогли поехать на «большую землю» на каникулы. Надо сказать, что многие ребята выезжали летом в пионерские лагеря Подмосковья, Херсона, Якутска. Владимир предложил создать при райкоме комсомола из старшеклассников туристическую группу. Не только предложил, но и сам возглавил.
Идея всем понравилась, стали готовиться. Составили маршрут движения, это примерно 25–30 км в сторону реки Лены. Опубликовали статью в районной газете «Маяк Арктики», утвердили состав группы собрали родителей и подробно разъяснили цель похода, как будут обеспечиваться безопасность детей и ежедневная связь с группой. Для этого встретились с командованием пограничной службы, которое выделило радиооборудование и сообщило, что пограничный вертолёт будет ежедневно отслеживать движение по курсу. Володя лично фиксировал каждый этап подготовки. Поход прошел без происшествий, оставив у детей воспоминания на всю жизнь. Володя умел мечтать и воплощать свои мечты в жизнь.
К 60-летию Октябрьской революции на склоне Лялькиной горы в Тикси мы выложили из пустых 200-литровых бочек два слова: «Слава Октябрю!» На каждую букву надо было по 10-15 штук. Раскладывали их на футбольном поле, соединяли между собой сваркой и уголками, красили белой краской. Готовые фрагменты вертолет переносил на склон горы. На каждом участке стояли люди и показывали пилотам как их класть. Все прошло без нарушений техники безопасности. Руководил довольно сложным процессом Володя, которому все удавалось.
За год до ухода из жизни Володя поздравлял меня с днем рождения — душевно, тепло, со свойственным ему юмором, а в конце сказал: «С уважением, ваш друг и соратник». Сейчас я хочу назвать его своим братом, потому что настоящий друг — это всегда брат. Мой брат — Владимир Членов. Мы с ним работали, осваивали Арктику, дружили, как могут дружить полвека, несмотря на расстояния, только тиксинцы.
Почётный гражданин Булунского района, заслуженный работник культуры РС(Я), директор Государственного театра оперы и балета РС(Я) 1998—2004 гг., ректор Высшей школы музыки РС(Я) 2007—2015 гг. Иван Иванович НАУМОВ:
- В аппарате Булунского райкома комсомола работали интересные ребята. Заведующим школьным отделом был Олег Горельник — начитанный интеллектуал, заведующим организационным отделом — Евгений Блувштейн, деловой, немногословный, с тонким юмором, общий отдел возглавляла Ирина Моисейкина, молодая мама, у которой была маленькая дочка, наконец, инструктор орготдела — живой, непоседливый, речистый, шустряк, рубаха-парень Володя Членов. Он оказался из Оренбурга, в 1970 году был призван в ряды Советской армии, служил в строительном полку Тиксинского гарнизона. Активного, бойкого парня сразу заметили и выдвинули секретарем комсомольской организации полка. Получилось так, что в аппарат райкома комсомола Володя влился весной, а я летом 1972 года.
Володя был очень мобильным, никогда не отказывался от командировок, больше скажу, сам рвался в поездки. Легендарный Борис Дементьев по понедельникам проводил производственное совещание аппарата, где каждый информировал о проделанной работе и планах на предстоящую неделю. На этих планёрках Володя выступал эмоционально, ярко, часто критиковал своих коллег, схватывал на лету суть вопроса и находил недоработки. Он был прекрасным собеседником. Умел слушать и интересно рассказывать. Бескорыстный, честный, неутомимый, чуткий руководитель. Он не растерял за годы, что я его знал, юношескую задорность, простоту, искреннее желание и умение дружить с простыми людьми. В правительстве республики Владимир Членов был одним из самых авторитетных и опытных министров, всегда отстаивал интересы якутян, жителей отдаленных поселений, лучше других знал, как в глубинке живётся.
Сотрудник министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) 2002—2013 гг., почетный работник дорожного хозяйства РС(Я), экопредприниматель Татьяна Семеновна ПТИЦЫНА:
- В жизни каждого из нас есть люди-маяки. Это те, кого видно издалека, которые светят всем, даря тепло и безопасность. Таким человеком в жизни не только моей семьи, но и всех, кто его знал, был Владимир Михайлович Членов.

Знакомство с комсомольским лидером началось с того, что нашу сестру Агафию Семеновну Птицыну направили в 1975 году в Булунский улус секретарем по школам РК ВЛКСМ. Сестру по приезде временно поселили в квартире второго секретаря райкома ВЛКСМ Владимира Членова, он тогда улетал в отпуск. Вот так с первых дней в районе она познакомилась с Владимиром Михайловичем и до последних дней своей жизни они оставались большими друзьями. Как потом вспоминала сестра, она привыкала к климату, людям, условиям жизни легче благодаря своим коллегам по комсомолу: Владимиру Тропину, Владимиру Членову, председателю райисполкома Борису Михайловичу Дементьеву, легендарному человеку, второму секретарю райкома партии Николаю Егоровичу Андросову.
С особой теплотой сестра рассказывала, что не раз слышала от Владимира Михайловича слова искренней благодарности Спартаку Егоровичу Софронову, первому секретарю Булунского райкома партии, которого они называли своим учителем. Слава о комсомольцах Булунского района во главе с Владимиром Членовым гремела на всю республику. Они были передовыми не только на трудовом, но и на общественном, культурном, спортивном фронтах жизни молодежи. Сестра Агафья быстро вошла в курс дела. Она всегда с благодарностью говорила, что школу работы с людьми, внимательного к ним отношения прошла у Владимира Членова. С виду весельчак, балагур, Владимир, когда дело доходило до работы, был быстрым в решениях, находил самые лучшие варианты выхода из любой ситуации, добивался успешного завершения начатого дела, при этом фонтанировал практичными, земными идеями.
Много сил и внимания Владимир Михайлович уделял подготовке будущих кадров для транспорта и дорожного хозяйства. По предложению ректора Якутского государственного университета, доктора исторических наук Анатолия Николаевича Николаева и при поддержке генерального директора Дирекции по строительству автомобильных дорог республики народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Ивана Ивановича Горохова началась работа минтранса с ректоратом ЯГУ им. М.К.Аммосова и правительством республики по созданию Автодорожного факультета в Якутском госуниверситете.
Основным проводником идеи и исполнителем создания факультета стала заведующая кафедрой «Автомобильные дороги и аэродромы», кандидат геолого-минералогических наук, доцент Лариса Григорьевна Иванова. Министром В.М.Членовым было организовано совещание у заместителя председателя Правительства РС(Я) Артура Николаевича Алексеева с участием руководителей дорожных предприятий. Университет выделил под новый факультет базу военной кафедры, которую реконструировали.
Сегодня факультет имеет собственную базу, учебный центр, автошколу СВФУ, учебно-производственную мастерскую. На факультете учатся более 600 студентов. А начинали в 1999 году с 12 студентов, учившихся на специальности «автомобильные дороги и аэродромы».
Политический и общественный деятель, член Совета Федерации с 2013- 2024 гг., специальный представитель Главы РС(Я) по Арктике Александр Константинович АКИМОВ:
- С Владимиром Членовым я познакомился в восьмидесятые годы советского периода. Он работал тогда в Якутском областном комитете комсомола заведующим отделом пропаганды и культурно-массовой работы, а я — первым секретарем Сунтарского райкома комсомола.
Но много слышал о нем еще в семидесятые, когда он был в Тикси. В Булунском районе работали очень яркие талантливые ребята, настоящие легенды того времени: Артур Чилингаров, Борис Дементьев и он, Владимир Членов — из плеяды замечательных личностей, настоящих комсомольских вожаков. В Арктике трудились люди, о которых слагали легенды. И о Членове уже в те времена слышали многие, не будучи знакомы с ним лично. Настолько он был неординарным — не таким, как все.

Володя был талантливым организатором: легко загорался сам и умел зажечь других, любое дело, за которое он брался, спорилось. Он проводил фестивали, спартакиады, соревнования, летал на полярные станции и был знаком с Папаниным. Жизнь молодежи в Булунском районе при таком лидере, скором на выдумку и добивающемся реализации своих идей, а также с энтузиазмом поддерживающем инициативы, кипела.
Не изменял он своей натуре и позднее. В восьмидесятые Володя работал в Нюрбе, в Ленинском райсовете народных депутатов, затем в Сунтаре и всюду пользовался авторитетом у населения. Все его уважали и любили. Есть люди, которые покоряют своей внутренней культурой, обаянием и умением общаться с народом — именно таким на протяжении всей своей жизни оставался Членов. Он, казалось бы, далекий от сельского хозяйства, успешно работал в сельских улусах, и его везде принимали за своего. А там принимали далеко не всех: народ не проведешь, сразу чувствует фальшь. Владимир Михайлович же всегда подкупал тем, что глубоко вникал в суть дела, не выносил равнодушия, не боялся новых задач, не пасовал перед ними, а искал и находил наиболее эффективные варианты их решения. А еще он стремился понять людей, жизнь, традиции, обычаи. Культуру народа саха и северных народов Володя не просто уважал, а знал, любил горячо и искренне.
В середине девяностых наш первый президент Михаил Ефимович Николаев поручил Владимиру Членову заниматься северным завозом. Сначала под эти цели был создан департамент материальных ресурсов, куда Володю назначили директором, а затем министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи республики, которое Членов возглавил. После оно было преобразовано в министерство транспорта, связи и информатизации. На мой взгляд, именно в те годы наиболее полно раскрылся его талант. Я был заместителем председателя правительства, курировал завоз и видел, как к Владимиру Михайловичу относятся федералы. Его даже побаивались, но уважали за профессионализм и напористость: он жестко ставил вопросы, умел убеждать и добиваться не обещаний, а конкретных действий, выступая в Правительстве РФ, Госдуме и Совете Федерации.
В начале двухтысячных президент Николаев поставил перед ведомством Членова новую масштабную задачу — обеспечить развитие внутреннего рынка. Серьёзную поддержку при непосредственном участии Владимира Михайловича получили тогда местные товаропроизводители — фабрики «Сахабулт», «Сардаана» мебельный комбинат, сельхозпроизводители, другие предприятия.
Первые широкомасштабные выставки местных товаров и продукции стали проводиться именно при нем; к слову сказать, он швейное дело поднимал еще в Нюрбе. И вновь он находил неординарные подходы, оригинальные решения.

С президентом Вячеславом Анатольевичем Штыровым они вместе занимались проблемами авиации, транспорта. Володя успешно курировал вопросы развития авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», Ленского речного пароходства. Владимир Михайлович добивался получения федеральных субсидий на строительство и реконструкцию автодорог Якутии, модернизацию аэропортов, обновление воздушного парка.
Во многом благодаря усилиям Членова начали прокладывать железнодорожную магистраль вначале на Томмот, а потом и на Нижний Бестях. В те годы было немало противников строительства железной дороги до Якутска. Лично я убежден, что, если бы Членов остался на своем посту, мостовой переход через реку Лену был бы уже построен.
Володя полжизни провел в командировках, много летал и даже рисковал своей жизнью, не раз попадал в патовые ситуации, встречался с людьми самого высокого уровня, но ни перед кем не робел, никогда не боялся отстаивать интересы республики на любом уровне, это было для него делом чести, делом всей его жизни. Он был уникальным человеком. Настоящим патриотом и интернационалистом.
Заместитель председателя Правительства РС(Я)1995—2001 гг., исполнительный директор «Сахаметан» Руслан Юрьевич ШИПКОВ:
- С первых минут знакомства я попал под обаяние Владимира. Он оказался человеком, с которым очень интересно работать, в его руках все горело. Действительно, он генерировал идеи, которые тут же начинал претворять в жизнь. Энергичный, деловой, с обезоруживающей улыбкой на лице, он успевал за день переделать кучу дел. Его хватало на всех и вся: на важные встречи, где он обязательно высказывал свою точку зрения, на самого последнего в очереди посетителя в конце позднего рабочего дня, прибывшего из дальнего наслега.
В его распахнутых голубых глазах читался восторг жизни. Он радовался любой мелочи — маленькой пойманной рыбке, зажжённому костру, синему небу, морозным дням, удачно сказанной шутке. Он любил жизнь во всех проявлениях, стойко выходил из разных непростых ситуаций. Как любил людей, всех без исключения, особенно простых трудяг. Работоспособность у зампредседателя Ленинского райисполкома была невероятная. Уже в молодом возрасте он был человеком, мыслящим масштабно и всеохватно. Эти черты характера позволили завоевать ему всеобщее признание в районе.
Как-то Алексей Александрович Томтосов по приезде из Якутска вызвал нас и поставил задачу: построить птицефабрику в Нюрбе. В то время с яйцами в районе, как и везде, была большая проблема. Если когда-либо из командировки удавалось привезти десяток яиц, а то, случалось, целую ячейку, то это становилось радостным событием. Мы с Володей озадачились. При отсутствии финансирования, ПСД как строить?
Нашли место для строительства будущей птицефабрики, подготовили проект нулевого цикла, а денег нет, хоть тресни. Где их взять на благое дело? Жила в Нюрбе тогда и находилась в декретном отпуске руководитель районного банка Любовь Георгиевна Кукуруза. «Привозите ее, поговорим», — сказал Томтосов. И вот мы с Володей на шикарной черной «Волге» первого секретаря райкома подъехали к ее дому, чтобы привезти в райком КПСС.
Беспартийная Любовь Георгиевна поначалу была обескуражена. Однако для полноценного развития ребенка необходимо диетическое питание, — продолжал Алексей Александрович. — А для этого… а для этого мы намерены построить птицефабрику. Но есть одна загвоздка… Нет финансирования. В итоге Любовь Георгиевна все поняла, нашла источник, открыла финансирование стройки, и у нас началось. Через полтора года на птицефабрике были закончены общестроительные работы на радость населению. Все в то время было проблемой, все надо было доставать, выбивать, чем и занимались мы, районные власти. Птицефабрика была построена, куры вот-вот должны были быть завезены. Но чем их кормить? Ни копейки для этого в бюджете района не было, а в свободной продаже комбикорма тоже нет.
Нужны были фонды на комбикорм. Тут, на нашу удачу, в Нюрбу по выборным делам прибыл председатель Совета Министров РСФСР Александр Владимирович Власов.
Приняли мы его радушно, показав вначале проблемные объекты — плохие коровники, старые школы. Напоследок показали новое здание птицефабрики. Кандидат в депутаты в Верховный Совет РСФСР воспрял духом, настроение у него улучшилось. И на этой мажорной ноте он подписал распоряжение о выделении для новой птицефабрики комбикормов. С Владимиром мы стали неразлучны. Людей притягивали его открытый характер, образный язык, умение шутить. При этом мой друг никогда не кичился своей должностью, успехами, был на равных со всеми, будь это простой сельский житель или министр федерального уровня. Для него важнее была суть человека. Всех, кто с ним общался, обезоруживали его искренняя улыбка, интерес к собеседнику, неунывающий характер и его желание помочь людям решить их проблемы.

Заместитель председателя РОО «Якутское землячество» в г. Москва, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я) Людмила Васильевна ПАВЛОВА:
- Всегда поражали его неиссякаемое вдохновение, одержимость и увлеченность делом, поиск оригинальных путей решения задач. Тогда, в 1974 году, нас, молоденьких секретарей, отправили на учебу в Магаданкую зональную школу. Старостой группы избрали Володю Членова из Булунского райкома комсомола. Он сразу проявил себя лидером. Таким и остался: умел располагать к себе, не просто налаживать связи, а дружить, не просто руководить, а брать на себя ответственность.
В 1978 году меня избрали секретарем по пропаганде и агитации обкома ВЛКСМ, вскоре Членова утвердили заведующим отделом пропаганды. За пять лет работы в аппарате обкома было проделано немало. Мы курировали молодежную прессу, спорт, туризм, профилактику правонарушений, работу с научной молодежью, политучебу, культурно-просветительскую деятельность, военно-патриотическое воспитание. «Команда молодости нашей» была уникальной, каждый являлся личностью неординарной, и после школы, пройденной в комсомоле, все нашли свое место в жизни.
В 1996 году я была вынуждена выехать в Москву по семейным обстоятельствам и остаться с сыном, который поступил в институт. Помог с трудоустройством, конечно, же Членов, который, невзирая на запреты правительства, уполномочил меня быть представителем министерства в столице страны. Возглавлять министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи в те годы было чрезвычайно сложно и настолько же ответственно. Только за 1996—1998 годы сменилось восемь заместителей председателя Правительства РФ, курирующих завоз грузов на Крайний Север. Практически во всех министерствах менялись руководители и исполнители. И ко всем Членов находил подход. Володя был всегда эмоциональным. Не без юмора многие вспоминают, как он употреблял острые и непечатные слова, но могу свидетельствовать, что у него это получалось артистично и музыкально.
Заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Вилюй», первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) 2004—2016 гг. Марианна Револьевна НИКИФОРОВА:
- Смена тысячелетнего периода проходила тяжело. В 2000 году не было денег на зарплату, завоз продовольствия, топлива, других народно-хозяйственных грузов, оплату услуг. В оборот вошли бумажные транспортные векселя, которые использовали для проведения расчётов. 2002 год стал знаковым для транспортников. В Правительстве РС(Я) произошла реорганизация, наше министерство было преобразовано в министерство транспорта, связи и информатизации. Под одной крышей сконцентрировали весь транспорт республики, дорожное хозяйство и два новых направления.
Владимир Михайлович окунулся в работу с еще большим рвением. Под руководством министра была создана рабочая группа по разработке Транспортной стратегии Якутии до 2025 года, которая была поддержана правительством республики. Первый стратегический документ определил основные подходы к развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.
Благодаря ему произошли огромные изменения. На региональном рынке заявили о себе новые авиакомпании: «Якутия» и «Полярные авиалинии», было реструктуризировано ОАО «ЛОРП», началось строительство железной дороги до Нижнего Бестяха, в федеральную собственность переданы аэропорты республики и автодорога «Вилюй». Так появилась совершенно новая организационно-правовая форма деятельности в республике — федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» с программой реконструкции аэропортовой сети и федеральное казённое учреждение «Упрдор «Вилюй». Кроме этого, были восстановлены речные пассажирские перевозки, стали набирать обороты городские и международные автомобильные перевозки, принят первый на Дальнем Востоке региональный закон о пассажирском автотранспорте, создан в республике региональный дорожный Фонд.
В грандиозное развитие транспортного комплекса были вложены огромные финансовые ресурсы из федерального и республиканского бюджетов. За каждой цифрой будь то денежные средства, сотни километров построенных дорог, тысячи тонн перевезенных грузов, кроются душа и сердце Владимира Михайловича. Это была настоящая битва титанов, происходившая на федеральном уровне за каждый острый вопрос в интересах Якутии, который нужно было отстаивать на встречах, совещаниях, при согласовании документов, проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, выездных коллегиях Минтранса России и подведомственных федеральных агентств. Такое большое количество значимых отраслевых мероприятий с конкретными решениями было только в нашем министерстве.
Яркий дар убеждения, грамотное изложение ситуации и проблем транспортного комплекса республики, ответственный и скрупулезный подход к решению задач были присущи только нашему министру! Какая огромная ответственность лежала на его плечах! Такой напряженный темп мог выдержать только он!
По инициативе министра в 2008 году состоялся I Съезд транспортников республики, был создан Союз транспортников Якутии. Это стало консолидирующим фактором для всех направлений транспортного комплекса: речного, воздушного, автомобильного, железнодорожного и дорожного хозяйства.

А как его обожали журналисты и о нем восторженно рассказывали СМИ! Каждое интервью, прямой эфир представляли собой эксклюзивный сюжет, мини-фильм — настолько интересно и доходчиво он умел преподносить людям официальную информацию сухими цифрами, наполняя её яркими примерами и сравнениями, уместными шутками. Они были понятны людям. Приводя их, Владимир Михайлович с болью в сердце говорил о тех, кто живет в арктической зоне республики с крайне ограниченной транспортной доступностью. Он знал, как трудно на перекладных добираться из удаленных сел Таймылыр и Найба в Булунском, Казачье и Усть-Янье в Усть-Янском, Андрюшкино и Колымское в Нижнеколымском районах сначала до административного центра улуса, затем в столицу— город Якутск.
Сам много раз ездил трудными маршрутами, став народным депутатом РС(Я) от арктических улусов. Владимир Михайлович, как никто другой, знал все чаяния и проблемы жителей Заполярья, которые были полностью зависимы от объектов жизнеобеспечения и северного завоза. Владимир Членов поистине личность планетарного масштаба со стратегическим мышлением, планетарным и острым умом, большим пламенным сердцем.
Наполненная глубоким смыслом содержательная жизнь Владимира Михайловича пронеслась, как комета во Вселенной. Она озарила теплом и светом родных, друзей, коллег, всех, с кем он встречался, общался, делился радостью и трудностями, кого вовлекал в работу своим потрясающим примером.
Заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), отличник воздушного транспорта РФ, член-корреспондент Российской инженерной академии, заместитель ректора СВФУ им. М.К.Аммосова Александр Андреевич КУГАЕВСКИЙ:
- В начале 90-х годов функции обеспечения северного завоза были возложены на Государственный комитет РФ по делам Севера. Именно здесь нам пришлось настаивать на создании федерального фонда по завозу грузов в районы Крайнего Севера, разработать и защитить методику распределения средств этого фонда между субъектами Крайнего Севера и защищать объемы средств, выделяемых Якутии. По нашим обоснованиям доля республики составляла 33 процента.
Могу ответственно засвидетельствовать, что именно Владимиру Михайловичу принадлежит заслуга в утверждении этой нормы республике. Это была настоящая победа, завоеванная в тяжелой борьбе. Володя отстаивал интересы республики всегда отчаянно, не жалея сил и нервов. И делал это совершенно искренне, как будто не представлял, что может быть иначе.
Жизнь Владимира Михайловича состояла не только из государственных дел, она была многогранна, как и сам он, всегда находившийся на передовой.
Следующая наша совместная работа была связана с развитием транспорта. Его в 1995 году назначили министром материальных ресурсов, торговли и транспорта, а я после министерства внешних связей получил назначение министром экономики. И вновь сложные проблемы: крайне тяжелое положение в авиации, с огромными трудностями идет финансирование строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск, задержки по выплате заработной платы, падение объемов перевозок, а отсюда веером расходятся проблемы по всем отраслям. Работа без выходных, допоздна, бесконечные командировки, встречи с коллективами предприятий, населением. Михалыч в гуще событий, всегда открыто, глядя глаза в глаза собеседнику, сопереживал, искренне заботился, все для него родные и близкие, хотя и видит кого-то впервые. Это его отношение люди хорошо видели и понимали. От того и огромное к нему было уважение.
Многие новаторские идеи рождались в стенах министерства транспорта, многие реализованы на федеральном и региональном уровнях, в тесном взаимодействии с министерством экономики и другими властными структурами.
Когда президентом страны было дано поручение о введении механизма субсидирования пассажирских авиаперевозок на дальние расстояния, мы первыми разработали методику распределения средств по дальневосточным субъектам, аэропортам и авиакомпаниям. Наши предложения Владимир Михайлович довел до федерального министерства транспорта. Мы первыми в стране разработали Транспортную стратегию и отчасти консультировали, как должна строиться Транспортная стратегия России.
Очень интересным и нестандартным было выступление Володи на коллегии Минтранса России в Новосибирске, где обсуждался проект Транспортной стратегии РФ. Владимира Михайловича нередко просили выступить на коллегии российского министерства. И тогда в огромном зале Дома ученых в Академгородке он выступал по самым сложным проблемам и задачам транспорта и завоза грузов на Север. Володя сумел подать серьезные проблемы на конкретных жизненных примерах, но с каким-то горьким юмором.
На каждое предложение в стратегию, которое он обосновывал, зал реагировал бурными аплодисментами. А когда он спускался со сцены, раздались аплодисменты, как раньше говорили, «переходящие в овации». Министр транспорта РФ Игорь Левитин поблагодарил Володю за яркое выступление и сказал, обращаясь к залу: «Вот так надо знать проблемы своего региона и уметь их решать!»
Депутат Госсобрания (Ил Тумэн) IV-VII созывов, исполнительный директор ОАО ПО «Якутцемент» Алиш Забид оглы МАМЕДОВ:
- Мы были знакомы больше тридцати пяти лет, он бывал у меня на цементном заводе, помогал советом, интересовался, как живет строительный комплекс. Мы вместе бывали за границей, часто встречались в одних компаниях. Общаться с ним всегда было интересно. Он нес тепло, свет, оптимизм, которым заряжал коллег, друзей, партнеров, внушал своим примером уверенность, что со всеми трудностями можно справиться, когда любишь Россию, Якутию, работаешь самоотверженно, вкладываешь в дело, которым занимаешься, душу и сердце. Простые истины помогали прокладывать путь к успеху, который он приумножал год за годом, заботясь об авторитете и имидже республики.
Когда у него болела нога, я ездил к нему в больницу. Он был уверен, что все будет хорошо, и я на это надеялся. У Владимира Михайловича прекрасная семья, он был хорошим отцом, мужем, и по-другому быть не могло. У таких, как Владимир Членов, все в жизни гармонично сочетается и складывается в единое целое, которое называется словом «жизнь».
С внуками в церкви.
Он был рулевым в жизни, вперед смотрящим, умеющим слышать и слушать людей. Я не знаю ни одного человека, который бы не скорбел и не сожалел о том, что его нет с нами. Без него жизнь как будто сбавила темп и стала не такой потрясающей, какой казалась с ним!
Член Союза журналистов СССР и России, сотрудник газет «Молодежь Якутии», «Эхо недели», редактор Якутского книжного издательства, пресс-секретарь мэрии Якутска и министерства материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я), главный специалист пресс-службы Совета Федерации РФ Елена Владиленовна ГУСЕВА:
- Человек, одно присутствие которого, где бы то ни было, означало, что будет захватывающе интересно. Он высекал искры из всего, за что брался. Работа для него никогда не была рутиной. И работа с ним - само по себе приключение. Рутиной не могли быть с ним дружба, любовь, семья, дачные хлопоты - Ира и сыновья подтвердят. Пробивал ли он железную дорогу или интернет для республики, выбирал ли подарок жене, подавал мяч в игре, ловил рыбу и собирал грибы, топил ли баню, играл с внуками, возился со своими козами, собаками - во всё привносил азарт, всё становилось нестандартным, переливалось неожиданными красками. Во всякое дело он нырял с головой, строганину строгал лучше всех, пел и смеялся искреннее и заразительнее любого, был самым завораживающим собеседником, разговор с которым никогда не мог наскучить. Между ним и жизнью знак равенства вставал с наиболее возможной гармонией. И во всём написанном, сказанном, во всех мыслях о нём меня удручает одно - обилие глаголов прошедшего времени. Скоро будет пять лет, как он ушёл от нас. Светлая память, дорогой Володя. До сих пор не верится.
Подготовила Ирина ЧЛЕНОВА
- Виктор 16.10.2025 15:05
Уникальный был человек! Царствие небесное!