ИА SakhaNews. Северо-Восточный международный транспортный коридор (СВК) станет ключевым звеном в развитии Трансарктической магистрали, сообщает пресс-служба АО «АК «ЖДЯ».
9 октября заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «АК «ЖДЯ» Алексей Местников выступил на научно-экспертном форуме «Арктика – территория стратегических исследований», где представил масштабный проект компании – создание Северо-Восточного международного транспортного коридора. Проект определяется как неотъемлемая составляющая формируемого Трансарктического транспортного коридора, необходимость развития которого была отмечена президентом России Владимиром Путиным на Х Восточном экономическом форуме.

Северо-Восточный транспортный коридор направлен на повышение геополитической защищенности северо-восточных границ России и экономическое развитие трех регионов: Якутии, Амурской, Магаданской областей. Реализация проекта ведется АО «АК «ЖДЯ» по двум основным направлениям.
Первое направление - это интеграция в международную логистику, в рамках которого компания проводит капитальный ремонт железнодорожной линии Сковородино – Рейново, строит станцию Рейново и подходы к совмещенному автомобильно-железнодорожному мостовому переходу через реку Амур. Эти работы ведутся с учетом возобновления деятельности смешанного пункта пропуска (СмПП) Джалинда в Амурской области.

На сегодня уже выполнены проектные работы, закуплены и доставлены материалы, развернут вахтовый поселок. Основные строительные работы на участке запланированы на 2026-2027 годы. Параллельно ведется подготовка к строительству социальной инфраструктуры в поселке Джалинда для сотрудников пункта пропуска и железной дороги.
Важным шагом стало решение Минтранса России от 23 сентября 2025 года о проработке параметров совмещенного мостового перехода с Китаем и создании совместной рабочей группы с участием АО «АК «ЖДЯ». Компания приступила к подготовке техзадания на разработку проектной документации для моста. Запуск международного сообщения через Амур по ледовой переправе планируется в первом квартале 2026 года.
Вторым стратегическим направлением является строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Проект будет реализован в три этапа: Нижний Бестях – Хандыга (375 км), затем до Сусумана и, наконец, до морского порта Магадан, который может стать ключевым хабом Трансарктического коридора.
Потенциал грузовой базы новой магистрали оценивается более чем в 20 млн тонн грузов в год благодаря более чем 140 месторождениям полезных ископаемых в зоне ее тяготения. Актуальность первого этапа (Нижний Бестях – Хандыга) заключается в преодолении сезонных ограничений северного завоза и обеспечении эффективной логистики для промышленной зоны Магаданской области.
«Для реализации этого этапа уже создан проектный офис, завершено предварительное проектирование трассы и мостового перехода через реку Алдан, поданы заявки на резервирование земельных участков», - сказал Местников.
Алексей Местников отметил, что АО «АК «ЖДЯ» предлагает комплексный подход, предусматривающий строительство федеральной автомобильной дороги в одном коридоре с железнодорожной линией Нижний Бестях – Магадан. Это позволит оптимизировать затраты и минимизировать воздействие на хрупкую арктическую природу. Целесообразность подхода отмечена Минтрансом России.
Компания готова в 2025 году приступить к разработке проектно-сметной документации на совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Алдан в районе поселка Хандыга, который может быть построен на принципах государственно-частного партнерства.
Для успешной реализации столь амбициозных проектов АО «АК «ЖДЯ» использует уникальный опыт, полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Алексей Местников также обозначил необходимость проведения научных исследований в области прогнозирования грузопотоков, расчета экономической эффективности арктических проектов и оценки влияния СВК на социально-экономическое развитие регионов.
- Василий 13.10.2025 12:33
Айсен полностью развалил проект строительства моста, работы не ведутся с весны, рабочих распустили, оставив горсточку людей для создания видимости работы. Стоимость проекта возросла в три раза, а средств нет. Москва выделила только треть от обещанной суммы. Воровство и коррупция так и оставит республику без моста.