Сегодня гендиректор ЛОРП
Евгений Чистяков объявил о начале навигации 2006 года. В 8.30 утра из порта Осетрово в Пеледуй вышел первый танкер ТО-1554 с 1600 тонн дизельного топлива. Готовы к отправке из Пеледуя еще десять танкеров.
Говоря об открытии навигации, Евгений Леонидович не скрывал своего удовлетворения: впервые за последние десять лет в ней будет задействованы все суда ЛОРПа, на отстое не должно остаться ни одного теплохода. Около 200 единиц речного флота готовятся к перевозке 1 600 тыс. тонн груза, согласно заключенным накануне договорам поставок.
Выросли объемы перевозимого груза (с 1400 тыс. тонн в прошлом году), расширилась география перевозок, появились крупные партнеры – компании «Сургутнефтегаз», «Трансконтейнер». Якутским речникам почти полностью удалось закрыть потребности республики в перевозке угля, включая направление Джебарики-Хая – Бодайбо, где их, по словам гендиректора, никто не ждал.
Также, с огромным удовольствием они узнали о решении, принятом президентом РФ Владимиром Путиным «передвинуть» трубу тихоокеанского нефтепровода на север. За этим решением – сотни тысяч тонн груза, перевозить который готовы Ленские речники. Уже сейчас готовятся заказы на перевозки в этом направлении, в будущем году, как ожидают в ЛОРПе, их будет «под завязку». «Дай Бог справиться» – заметил Евгений Леонидович.
Вместе с тем в ЛОРПе и немало проблем – в первую очередь это низкая (по сравнению с другими отраслями) средняя заработная плата – 12,3 тысяч рублей. В эту навигацию предстоит ее повышение на 50-15%, в зависимости от выслуги лет и должностей. В первую очередь зарплата «подрастет» у младшего и среднего плавсостава.
Рост зарплаты запланирован, в первую очередь, за счет сокращения числа работающих в ЛОРПе, и это тоже его проблема.
«42% себестоимости перевозок - это цена топлива для теплоходов, которая постоянно растет. Прибавьте сюда налоги, кредиты, другие затраты. На достойную зарплату остается немного, поэтому единственный путь ее увеличения – сокращение числа работающих, особенно в непрофильной сфере и среди управленческого штата. В прошлом году при убытках в 130 млн рублей производительность труда каждого члена коллектива подросла на 1,1%, в первую очередь из-за того, что нам удалось сократить 365 человек.
Десять лет назад в ЛОРПе трудилось пять тысяч человек, в этом году – 3200, оптимальная цифра для нас – 2500. Если раньше сокращения шли «эволюционным» путем – кто-то уходил на пенсию, менял место работы, уезжал и так далее, то с этого года нам придется «резать по живому» и, в первую очередь, в управленческом аппарате.
В то же самое время мы готовы ежегодно принимать на работу десятки выпускников с высшим образованием, сотни – после речных училищ. Молодым специалистам, приходящим работать на наши заводы, суда, мы сразу же выделяем общежитие или комнату в нем же, если женат, платим 80% надбавок, а с этого года еще на 50% увеличим оклады. В 2004 году компания приняла решение удвоить к 2008-му размер средней заработной платы в ЛОРПе, и мы эту задачу выполним» - пообещал гендиректор Чистяков.
В этом году Ленское пароходство столкнулось с еще одной проблемой. Одна московская компания начала
скупку акций ОАО у работников ЛОРПа, его пенсионеров, мелких юридических лиц.
«Я расцениваю это как попытку недружественного захвата» – заявил Евгений Чистяков. «На самом деле закон не запрещает скупать акции ОАО, ничего незаконного в этих действиях нет, но с какой целью ведется эта скупка? Я хотел бы предостеречь наших работников-акционеров ЛОРПа от спешки в таких делах. Запрещать я, конечно, не вправе. Но посудите сами – за десять последних лет компания смогла выжить, выстоять, во многом благодаря ее коллективу. Нам удалось ввести в строй слип, начать реновацию флота, способную продлить его работу еще на 15-20 лет. И продавать акции в такой момент, да еще и по цене 70 копеек за штуку, при номинальной стоимости в 1 рубль – неразумно. Хотя, по нашим подсчетам, скупщикам уже удалось «сколотить» пакет порядка 3% от уставного капитала ОАО ЛОРП».
В целом, речники Лены, по словам их гендиректора, смотрят в будущее с оптимизмом. Рост объема перевозок, достигнутый в этом году позволяет включить в работу весь флот, а ведь тоннаж груза – это не потолок для ЛОРПа. С удовлетворением говорил Чистяков о росте потребностей в перевозках «Сургутнефтегаза», строителей ЖД до Якутска, других заказчиков. Не останется без судов в этом году и Севморпуть – 7 тыс. тонн каменного угля ждут в Хатанге. Но это потом.
А пока «Сибирские» (суда класса река-море) будут задействованы в перевозках по Лене, чего не случалось вот уже несколько лет – большие сухогрузы обычно ждали открытия «северной» навигации «на боку». Работа у речников есть, а это значит, что флаг навигации, поднятый сегодняшним утром над зданием ЛОРПа, будет гордо реять на ветру до самого октября.
Евгений ГРИБЧАТОВ.